Как много в нашей голове имен известных людей, о которых мы знаем много, но поверхностно. А ведь каждый человек – это не только его достижения или след, который он оставил после себя. Главное ведь – его душа.
Часто, вспоминая Эйнштейна, Майкла Джексона, Хемингуэя и других известных людей, которые занимались своим делом и добились в этом немало высот, мы думаем: «Они были гениями, а я – простой человек».
Но задумывались ли вы о плате, которая настигает каждого гения. Ведь они другие, их мышление отличается от нашего, их идеи всегда из разряда «Ну как, кто-то мог додуматься до такого?», а продукты их деятельности – это всегда шедевры: будь то изобретение, песня, теория, картина или роман.Какова плата за подобное, знают лишь сами гении…и психиатры. Я предлагаю побыть «по ту сторону кушетки» и понять, хотя бы немного, таинственные души известных гениев. Добро пожаловать в нашу клинику!
Пациент № 1. Никола Тесла
1. ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство)
Вставая с утра, Никола не выпивал привычную и любимую чашечку кофе – он от неё отказался. Когда врачи сообщили ему, что эта «дьявольская» чашечка влияет на его давление, он просто «вырвал» эту привычку из своего сердца, как и многие другие. Желая полностью управлять своей волей, часто, он специально приучал себя к какой-то пагубной привычке, дабы потом с легкостью и гордостью от нее отказаться. Для него это было победой разума. На завтрак ученый пил стакан молока и ел только хлеб. Конечно, к здоровому питанию он пришел не сразу, был у него период, когда Тесла каждый день пил виски, считая это стимулированием мозга. Но в очередной борьбе разума за главенство, ученый решил кардинально заботится о своем здоровье и поэтому отказался от всех вредных привычек, к которым было отнесено невегетарианское питание. Если бы Тесла жил в современном мире, ему бы непременно диагностировали ОКР из-за его маний, связанных с ними тревог и ритуалов, цель которых было эти тревоги смягчить.
2. Шизоидность
Дополнительной пользой для своего здоровья Никола считал ежедневные десятимильные прогулки, которые совершались им в полном одиночестве.
«В беспрерывном одиночестве ум становится все острее. Для того, чтобы думать и изобретать не нужна большая лаборатория. Идеи рождаются в условиях отсутствия влияния на разум внешних условий. Секрет изобретательности в одиночестве. В одиночестве рождаются идеи» © Тесла
3. Маниакальное стремление к чистоте
В ресторане у него был свой персональный столик, за который не разрешено было присаживаться даже в его отсутствие. Если (не дай, переменный ток!) на скатерть садилась муха, то работники ресторана были вынуждены менять и посуду, и скатерть. Посуда на кухне проходила особую стерилизацию, перед тем как попасть на стол к великому ученому. Но даже это не спасало ее от дополнительной чистки салфетками, на которую Тесла тратил целую стопку. И вот, когда все было вычищено до блеска, можно было приступать к еде. А нет, нужно совершить еще один ритуал – убедится, что объем тарелки равен трем кубическим метрам. С числом три у него вообще были возвышенные отношения: он селился только в номерах отеля, число которых делилось на три; перед тем как зайти в здание, он обходил его три раза, и просил приносить ему в номер именно 18 полотенец (делится на три) каждый день.
4. Ненависть к тактильному контакту с другими людьми
Так как вся его жизнь была посвящена науке, единственным развлечением Теслы были прогулки. Он мало с кем общался, и упаси ток, попыться пожать ему руку! В Николы была абсолютная ненависть к прикосновениям, и подобное он мог позволить только самым близким. Под близкими имеются в виду друзья, так как в серба совершено не было семьи или хотя бы любимой женщины. Нет ни одного упоминания о том, чтобы он когда-либо был влюблен, а учитывая его непереносимость прикосновений, можно смело сказать, что любовные утехи тоже были отнесены им разряд ненужных привычек.
5. Любовь и голуби Хотя все же есть один факт о безграничной любви Теслы к другому живому существу:
«Я кормлю голубей, тысячи голубей, многие годы, целые тысячи <…> Но был один голубь, красивый, чисто белый со светло-серыми пятнышками на крыльях. Он отличался от других. Это была голубка. Я узнал бы ее где угодно. Где бы я ни был, она всегда находила меня. Когда я хотел ее видеть, мне стоило лишь пожелать и позвать ее, и она прилетала ко мне. Она понимала меня, а я понимал ее. Я любил эту голубку… Я любил ее так, как мужчина любит женщину, и она любила меня. Когда она заболела, я узнал об этом и понял это. Она влетела ко мне в комнату, и я оставался возле нее несколько дней. Я ухаживал за ней, стараясь вылечить ее. Эта голубка была радостью моей жизни. Если я был ей нужен, то ничто другое уже не имело значения. Пока она была у меня, моя жизнь была наполнена смыслом. Но вот однажды ночью, когда я в темноте лежал в постели, думая, как обычно, над проблемами, она влетела через открытое окно и села мне на стол. Я понял, что нужен ей, она хотела сказать мне что-то важное, и я поднялся и подошел к ней. Посмотрев на нее, я понял, что она хочет сказать мне — она умирала <…> Когда голубка умерла, что-то ушло из моей жизни»
© Тесла
Тесла и его любовь к голубям – это необъяснимая загадка для психологов. Ведь он ходил кормить их почти каждый день, а когда не получалось, то нанимал для этого посыльного. Он мог пойти кормить голубей в три часа ночи, говоря случайно встреченным знакомым, что не не имеет времени на разговоры – у него важное дело.
Пациент № 2. Едгар Алан По
1. Гидрофобия
Когда По был совсем маленький, он игрался у дерева, возле пруда. Смело вылезши на ветку над серединой водоема, он не удержался и упал в воду. Так как мальчик совсем не умел плавать, он тут же начал тонуть. Когда его вытащили из воды, он уже не дышал. Мальчика еле откачали, и, можно сказать, вернули из-за грани. Это имело последствия – у Едгара развилась гидрофобия (этот страх он очень ярко передал в своем рассказе «Низвержение в Мальстрем»). Да и близкое знакомство со смертью белой нитью тянется сквозь все его творчество.
2. Филофобия
В два года умерла мать писателя. И хотя он ее совершенно не помнил – верно хранил ее образ в сердце и травму от потери в душе. Может, из-за этой потери он так сильно привязался к своей мачехе, которая стала ему самым близким человеком. Но когда По исполнилось 20 лет, умерла и она. Боль от потери двух матерей была настолько сильной, что он до конца своих дней боялся кого-то полюбить. Конечно, он был женат, но в браке вел себя несколько отчужденно, пытаясь сохранить себя от будущих утрат и переживаний. «Я избегал вашего присутствия и даже города, в котором вы жили…» из письма По любимой женщине
3. Тафофобия
Интересно, что смерть мачехи «подарила» писателю еще одну фобию. Когда он примчался на похороны, то всю ночь провел у могилы женщины, плача и крича о том, что она жива и ее похоронили заживо. Со временем это страх охватил его и по отношению к себе самому.
4. Депрессия
Думаю, после всего выше сказанного, не удивительно, что у автора была хроническая депрессия (хотя в ее наличии уверенны все, кто читал его рассказы – там просто без вариантов!). «Черная хандра» привела его к алкоголизму и к зависимости от опиума, что не слабо так портило ему жизнь, а потом и вовсе ее отобрало.
Пациент № 3. Винсент Ван Гог
1. Депрессия
Ну, тут все вроде понятно: куда ж без нее в жизни творческой личности. Но интересно то, что из-за депрессии, Ван Гог пристрастился к абсенту. На то время, это был небезопасный напиток, алкоголь с примесью галлюциногенов, одним из проявлений которых было виденье в желтых оттенках. Именно пристрастившись к абсенту, Винсент вдруг начал писать картины в желтых тонах. Совпадение? Не думаю!
2. Эпилептический психоз
Это утверждение не точно, но многие факты из биографии Винсента являются прямыми симптомами эпилепсии. И на данный момент, это самый громкий аргумент в дискуссии, почему художник отрезал себе ухо. Если рассматривать это событие с позиции эпилепсии, то ухо он отрезал себе в припадке, которые случались у него с завидной регулярностью. В такие момент он мог метаться по комнате, есть краски или застывать в одной позе.
3. Болезнь Миньера
Опять же, диагноз спорный. Эта болезнь сопровождается постоянным невыносимым звоном в ушах и развивается в период 30-50 лет. Некоторые психиатры вцепились в этот звон, как причину непреодолимого желание Ван Гога избавится от дискомфорта и как следствие – отрезания своего уха. Звучит интересно, но маловероятно, так как в своих письмах брату, художник ни о каких звонах не упоминал. А вот о приступах – очень даже.
4. Маниакально-депрессивный психоз
Эта болезнь сопровождается постоянными спадами и подъемами настроения. Именно в «приподнятые» момент Винсент мог писать сутки напролет, создавая по несколько шедевров в день. А в «упадническом» настроении, он мог творит странные вещи – отрезать себе мочку уха к примеру.
Пациент № 4. Франц Кафка
1. Патологически заниженная самооценка
Да, хорошие мои, в серьезных проявлениях – это не черта характера, а психическая болезнь. Подобная патология формируется в детском возрасте теми, кто является воспитателями (чаще всего родители, иногда другие родственники или учителя). У Кафки были ужасные отношения с отцом, который вел сурово-тиранический метод воспитания. Для подтверждения диагноза привожу отрывок из письма Франца отцу: «Как-то ночью я все время скулил, прося пить, наверняка не потому, что хотел пить, а, вероятно, отчасти чтобы позлить вас, а отчасти чтобы развлечься. После того как сильные угрозы не помогли, Ты вынул меня из постели, вынес на балкон и оставил там на некоторое время одного, в рубашке, перед запертой дверью. Я не хочу сказать, что это было неправильно, возможно, другим путем тогда, среди ночи, нельзя было добиться покоя, — я только хочу этим охарактеризовать Твои методы воспитания и их действие на меня. Тогда я, конечно, сразу затих, но мне был причинен глубокий вред. По своему складу я так и не смог установить взаимосвязи между совершенно понятной для меня, пусть и бессмысленной, просьбой дать попить и неописуемым ужасом, испытанным при выдворении из комнаты. Спустя годы я все еще страдал от мучительного представления, как огромный мужчина, мой отец, высшая инстанция, почти без всякой причины — ночью может подойти ко мне, вытащить из постели и вынести на балкон, — вот, значит, каким ничтожеством я был для него» © Кафка
Из-за подобного отношения у Франца на всю жизнь сохранилось это чувство «ничтожности» перед другими (вспомните его роман «Превращение»).
2. Патологическое недоверие к окружающему миру
Это следствие от тирании отца дошло до того, что даже материнскую любовь и заботу (которая, стоит заметить, совершалась не открыто, а тайно) он воспринимал как некоторое преступление отцовских законов. «Верно, мать была безгранично добра ко мне, но все это для меня находилось в связи с Тобой, следовательно — в недоброй связи. Мать невольно играла роль загонщика на охоте» © Кафка
3. Шизоидность
Одним из ярких проявлений шизоидной патологии было интровертивное поведение. Это не та интроверсия, которую сегодня можно встретить в каждом 10 человеке. Интроверсия Кафки была более глубокой, в нем все кричало об отчужденности от этого мира. По словам Макарова (психиатр, лектор в НИИ), окружающие очень тонко чувствуютшизоидов, так как вокруг них будто бы невидимая стена, которая никого не пропускает.
«Мы все его любили и ценили, но никогда мы не могли быть с ним полностью откровенными, он всегда будто окружен какой-то стеклянной стеной. Со своей спокойной и любезной улыбкой он позволял миру приходить к нему, но сам был закрыт для мира» © сокурсник Кафки
Пациент № 5. Николай Васильевич Гоголь
1. Маниакально-депрессивный психоз
И снова здравствуйте! Этот диагноз наиболее часто фигурирует рядом с именем писателя. Для подобного диагностирования есть неопровержимый факт, лежащий в анамнезе Николая. Оба его родителя страдали этим заболеванием, а при таком раскладе, проявление МДП у ребенка составляет 67 %. В чем же выражалась эта болезнь у самого писателя? Все в тех же, упоминаемых у Ван Гога, скачках настроения. Их влияние на творчество было так же аналогичным: при депрессивных приступах Гоголь «набирался материалу» в своих видениях (вспомните «Вий», «Вечера на хуторе…», а при гипоманиакальных – с радостным возбуждением принимался писать.
2. Фобия Страшно суда и ада
Этим страхом его наградила любящая матушка, которая в депрессивных фазах любила рассказывать Николаю о Страшном суде и что его там ждет. Эта фобия настолько въелась в его сознание, что, уже в своих, депрессивных приступах он видел кошмарные видения, где его тащили на Страшный суд.
3. Танатофобия
Эта фобия проявлялась в писателя в его паническом ужасе перед внезапной смертью. Думаю, не нужно быть гением, чтобы понять, откуда растут ноги этого страха – спасибо матушка, за милые детскому сердцу сказки!
Гениальность – это еще одна маска безумия
Как видите, гения, который не стал интересным клиническим случаем для психиатрии, не существует. Если вы углубитесь в этот вопрос, то увидите, что за гениальностью всегда стоят проблемы с психикой. Примеры тому: Джексон, Эйнштейн, Фрейд, Толстой, Ньютон, Да Винчи, Сальвадор Дали и другие.
Не существует определения граней нормы. Откуда вы знаете, нормальны вы или нет?! Какую б меру не взять – все прокрустово ложе! Поэтому, границы между гениальностью и безумием, между чудаковатостью и клиникой не то что размыты, их в принципе не существует.