«Не принцесса — королевна!», «Упитанный, а невоспитанный», «Тепло ли тебе, девица?» — как сложились жизни актеров, из чьих уст зрители впервые услышали эти знаменитые фразы?
Киносказки знаменитых советских режиссеров Александра Роу и Александра Птушко знают все советские дети, а цитаты из этих фильмов стали культовыми.
Светлана Орлова, 63 года
Еще одна балерина, попавшая на большой экран, — красавица Светлана Орлова, сыгравшая Аленушку в фильме Роу «Финист — Ясный сокол». Из кино Орлова попала в советский модельный бизнес и в 80-х годах работала манекенщицей при Внешторге. В 90-х годах Светлана открыла для себя аэробику и стала руководить фитнес-клубом.
Татьяна Клюева , 67 лет
Клюева дебютировала в кино еще в школе, а позже окончила ГИТИС, но, выйдя замуж за моряка дальнего плавания, предпочла уехать из столицы в Севастополь и посвятить себя семье.
Наталья Седых , 70 лет
Наталья Седых по профессии — балерина, и именно благодаря балету артистка попала в кино. Режиссер Александр Роу увидел ее выступление по телевидению — 15-летняя Наталья исполняла номер «Умирающий лебедь» на льду. Кроме двух сказок Роу, Седых снялась еще в нескольких картинах, но все же получила хореографическое образование и танцевала в труппе Большого театра. В 1990 году, окончив танцевальную карьеру, поступила на службу в московский театр «У Никитских ворот».
Алексей Катышев (1949−2006)
Катышев успел сняться всего в четырех фильмах, но после смерти режиссера Александра Роу киностудии потеряли к нему интерес. Молодой человек работал водителем на автобазе в Ялте, а после перестройки — разнорабочим. В 2006 году Катышев скончался в больнице после того, как его избила пьяная компания.
Сергей Николаев (1946−2016)
Знаменитый «упитанный и невоспитанный» Андрей-царевич из сказки про Варвару-красу не планировал становиться актером. Николаев окончил ВГИК (экономический факультет) и работал начальником актёрского отдела. Работа в кино началась с приглашения Роу сняться в сказке, после чего харизматичного Николаева заметили и другие режиссеры.
Последние 15 лет жизни Николаева беспокоило сердце. Артист перенес две операции, но все же в итоге скончался прямо в больничной палате. Семьи и детей у Николаева никогда не было.
Эдуард Изотов (1936−2003)
Актерскую карьеру Изотова прервала трагическая случайность: в 1983 году артист с женой были задержаны при обмене валюты — в советское время это считалось уголовным преступлением. Оба супруга получили по три года тюрьмы, что сказалось и на психике, и на физическом состоянии Изотова. После освобождения в течение нескольких лет актер перенес пять инсультов, после чего уже стал забывать текст и не мог продолжать работу в театре. После вынужденного выхода на пенсию состояние Изотова резко ухудшилось. В последние годы жизни он перенес несколько операций, с трудом передвигался и разговаривал, порой не узнавал близких
Нинель Мышкова (1926−2003)
В 80-х годах актриса была вынуждена оставить профессию из-за прогрессирующего рассеянного склероза. Состояние актрисы усугублялось и скорбью по четвертому мужу — режиссёру Виктору Ивченко, который скончался в 1972 году.
Вера Алтайская (1919−1978)
Глядя на вредных и хитрых героинь Алтайской в кино, трудно предположить, что актриса была яркой и остроумной красавицей. При этом артистка сознательно выбирала характерные роли неоднозначных персонажей, в которых наиболее удачно раскрывался ее талант. В последние годы жизни Алтайская не могла побороть зависимость от алкоголя… Это стало причиной расставания с мужем, испорченных отношений с дочерью и в итоге тяжелой болезни и гибели.
Сергей Столяров (1911−1969)
Путь Сергея Столярова к сцене был непростым. Родившись в многодетной сельской семье, после Первой мировой войны Сергей оказался в детском доме. Юношей Столяров переехал в Москву, где окончил училище по специальностям слесаря и машиниста и начал работать в депо Киевской железной дороги. После смены Сергей занимался в театральной студии и в 21 год поступил на службу в МХАТ. Став популярным актером после выхода своих первых фильмов «Аэроград» и «Цирк», Столяров стал моделью для композиции Мухиной «Рабочий и колхозница». При этом сам актер, воплотивший на экране образцового советского мужчину, чуть не оказался в опале у власти, смело защищая коллег и друзей в эпоху репрессий 30-х годов. В военные годы Столяров начал играть в сказках Роу, и образы народных героев в итоге принесли актеру мировое признание. Фильм с его участием «Садко» 1952 года получил «Серебряного льва» на кинофестивале в Венеции. Актер скончался в 58 лет из-за обострения лимфосаркомы.
Александр Хвыля (1905−1976)
Легендарный Морозко был главным советским Дедом Морозом, традиционно выступая на кремлевской елке. Но в юности он и предположить не мог, что когда-то в самом деле станет актером. Его овдовевшая мать в одиночку воспитывала пятерых детей, так что после окончания железнодорожного училища Хвыля сразу начал работать: секретарем, весовщиком, конторщиком, счетоводом. И все же он не оставлял занятия в драматической студии, и в 1924 году был принят на службу в Государственный украинский театр, откуда перешел в Харьковский театр имени Шевченко. С началом войны артист начал сниматься в кино и прославился благодаря сказочным образам в картинах Александра Роу.
Георгий Милляр (1903−1993)
«Вся нечистая сила нашего синематографа» — так знаменитый актер называл сам себя. Нередко в картинах Милляр исполнял сразу несколько ролей, диаметрально противоположных! Например, в «Василисе Прекрасной» он играл и старика-отца, и Бабу Ягу, а в «Королевстве кривых зеркал» — наиглавнейшего церемониймейстера и королеву!
Георгий Милляр, урожденный де Милье, родился в семье аристократов — французского инженера Франц де Милье и наследницы иркутского золотопромышленника Елизаветы Журавлевой, овдовевшей, когда Георгию было три года. Окончив школу, Георгий изменил фамилию Милье, чтобы не вызывать лишних вопросов, и вернулся в Геленджик, где прошло его детство. Там он дебютировал на сцене очень неожиданным способом: устроившись в театр бутафором, однажды уговорил руководство позволить ему подменить заболевшую актрису, игравшую Золушку! Милляр начал работать на сцене, после перебрался в Москву в театр им. Маяковского, стал пробоваться на роли в кино и в итоге начал работать с Роу в его сказках, которые и принесли артисту славу. При этом Милляр продолжал жить с матерью в коммуналке и не заводил романов. Вокруг отсутствия личной жизни у актера ходили разные слухи. Одни списывали это на травму молодости из-за измены первой жены, другие говорили, что Милляра не интересовал брак, так как он знал, что не может иметь детей. В итоге Милляр женился — в 65 лет на своей старой знакомой и соседке, немногим младше него. До конца жизни супруги сохранили очень нежные и теплые отношения.
Павел Павленко (1902−1993)
После насыщенной театральной жизни и работы в кино в 1976 году Павленко вышел на пенсию, и о его жизни после завершения актерской карьеры почти ничего не известно. Актер скончался в одиночестве.
Анастасия Зуева (1896 — 1986)
Эту бабушку-сказительницу знают все дети Советского Союза. С ее присказок начинались фильмы «Огонь, вода и… медные трубы», «Варава-краса», «Золотые рога». А ведь если бы не железная воля и горячее стремление к сцене, Зуева могла бы и остаться сельской сказочницей. В 1917 году Анастасия Зуева, юная артистка родом из обеспеченных крестьян, вышла замуж, а годом позже стала мамой и назвала своего первенца в честь Станиславского — Константином. Муж стал наставить на том, чтобы его молодая жена и новоиспеченная мама оставила мечты о сцене и посвятила себя дому и детям. Анастасия не повиновалась мужу, и тот ушел, забрав сына. Актриса вернула девичью фамилию и поступила на службу в МХАТ, где построила блестящую актерскую карьеру. Ее таланту посвятил стихи сам Борис Пастернак! Позже Зуева снова вышла замуж — за композитора Виктора Оранского, но овдовела в 1953 году.