На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Интересный мир

17 917 подписчиков

Топ-10: загробная жизнь в представлении величайших цивилизаций древности

Что происходит с человеком после смерти? Этот вопрос каждый из нас задавал себе хотя бы раз в жизни, ведь это величайшая загадка всех времен и народов. И таковой она остается для каждого из нас до тех пор, пока не придет наше время узнать это лично.

На протяжении всей истории человечества многие цивилизации задумывались над тем, что же с нами происходит после смерти. Народы древних цивилизаций развили сложные системы верований и учений о том, что происходит с человеческой сущностью после смерти ее телесной оболочки. И хотя некоторые из этих учений отличаются от других, существуют также невероятно похожие философии среди цивилизаций, которые жили на разных концах света и никак не сообщались.

10. Месопотамцы
Топ-10: загробная жизнь в представлении величайших цивилизаций древности

Месопотамский народ проживал на территории современного Ирака, и большинством ученых эта культура считается колыбелью всей современной цивилизации.

Учение о загробной жизни месопотамцев основывалось на их версии сотворения человека, согласно которой его создало божество по имени Веилу (We-ilu). Веилу смешал глину и божественную кровь, и это дало жизнь первому в мире человеку. Кровь из этой смеси наделила нас бессмертной природой, а когда тело погибает, его предают земле, и оно снова становиться глиной. Бессмертная часть человека какое-то время остается на Земле в качестве духа, до того как отправиться в другой мир. В загробном мире душа проходит через равнину бесов, затем пересекает реку Кубер (Khuber) в сопровождении гида по имени Силуши (Silushi, «Скорее, отвези меня туда!»), и вместе они проходят через 7 врат мира небытия с разрешения стража врат Биду (Bidu, «Открывай!»).

Когда бессмертная душа наконец-то прибывает в загробный мир, ее ждет суд под руководством коллегии божественных созданий, которая определяет новое место умершего в потустороннем мире. Даже на Небесах есть своя социальная структура, и душа усопшего попадает в Великий Город Смерти, исходя из двух критериев. Первый – это социальный статус души при жизни на Земле, а второй – как об этом теле позаботились после смерти человека. Так что в древней Месопотамии при жизни все старались относиться к своим родным очень хорошо, чтобы те потом позаботились о теле умершего, как полагается.

9. Ацтеки
Топ-10: загробная жизнь в представлении величайших цивилизаций древности

Ацтекская цивилизация достигла своего расцвета приблизительно в 13 веке нашей эры в регионе, где сейчас находится современная Мексика. Их учения о загробной жизни сильно отличались от многих других в особенности тем, что по мнению ацтеков человеческая душа или личность завершала свой путь вместе со смертью физической оболочки. Они также считали, что образ жизни человека никак не влияет на его жизнь после смерти.

Однако они все же разделяли загробную жизнь на 4 разных направлений. На востоке, куда попадали женщины, умершие при родах, души людей каждый день помогали солнцу восставать из мира мертвых, чтобы нести свет живым. Те, кто умер от проказы, удара молнии или утонул, отправлялись на юг. Там их ждало прекрасное место и изобилие еды и напитков.

На севере загробную жизнь называли Миктлан (Mictlan), и это было место для людей, умерших естественной смертью от старости. Им предстояло 4 года испытаний на 8 различных уровнях. Если они проходили все уровни, их душа обретала покой на 9-ом небе.

Воины, погибшие в бою, попадали на западное небо. В ацтекской культуре солнце играло очень важную роль, ведь в те времена люди верили, что однажды великое светило может закатиться за горизонт и больше никогда не вернуться. Поэтому когда погибал воин, он отправлялся на западное небо, где ему предстояло помогать богу Хьюицилопочтли (Huitzilopochtli). Этот бог был одним из двух главных сверхъестественных сущностей в верованиях ацтеков. Бог войны и солнце вместе боролись против тьмы, чтобы солнце могло подниматься над ацтеками каждый день и дарить людям свет и тепло. Погибшие воины 4 года сражались за солнце, а потом возвращались на Землю, перевоплощаясь в порхающих колибри.

8. Маори
Топ-10: загробная жизнь в представлении величайших цивилизаций древности

Впервые маори появились на землях нынешней Новой Зеландии примерно с 1250-1300 года нашей эры. В культуре маори, когда кто-то умирает, его дух отправляется на край света, что значило в представлении маори, что загробная жизнь умерших начиналась с мыса Рейна (Reinga). Там дух спускался вниз по дереву Похутукава (Pohutukawa) прямо в океан и воссоединялся со своими предками. Загробная жизнь человека состояла, минимум, из 2 разных реальностей, а иногда даже из 12. Каждый уровень проходил под началом одного из богов маори. То, как человек прожил свою жизнь, не имело никакого значения, потому что маори не верили, что боги наказывали душу за ее земной путь.

7. Кельты
Топ-10: загробная жизнь в представлении величайших цивилизаций древности


Впервые кельты упоминаются в древних письменах примерно 2500 лет тому назад, и многое из того, что мы знаем об этой цивилизации сегодня, было передано нам в летописях других народов, таких как греки и римляне. По этой же причине происхождение кельтов до сих пор считается довольно спорным. Некоторые исследователи полагают, что они пришли с британских островов, другие же считают, что этот народ мигрировал туда с материковой части северной Европы.

Так или иначе, точно мы знаем то, что осев в этих землях, ныне принадлежащих Ирландии, кельты объединили свои верования с религией народов, уже проживавших там. Известно, что они верили в переход души в загробный мир, состоявший из нескольких сверхъестественных царств. Среди них до нас дошла информация о Tír na nÓg (Земля молодых), Mag Mell (Медовая равнина) и Tír Tairngire (Земля обетованная). Все царства переплетались друг с другом, как сцены в наших сновидениях, и душа могла находиться в разных мирах одновременно.

6. Американские индейцы
Топ-10: загробная жизнь в представлении величайших цивилизаций древности

Считается, что предками коренных американцев были древние люди, мигрировавшие из российской части Европы на Аляску примерно 12 000 лет тому назад. Они населили земли Южной и Северной Америки, и ко времени, когда в 15 веке сюда приплыли первые европейцы, индейцев было уже около 50 миллионов, 10 из которых проживало на территории современных США. Столь обширные территории населяло так много людей, что они сгруппировались в отдельные племена, у многих из которых была своя религия и своя совершенно уникальная культурная идентичность. Североамериканские племена делились на 2 крупных культурных направления с довольно разнящимся взглядом на загробную жизнь.

Народы равнин верили, что загробная жизнь представляет собой Землю Счастливой Охоты, где пасутся стада буйволов, и каждая охота увенчивается необыкновенным успехом. По мнению индейцев пуэбло (pueblo, юго-западная Америка) загробная жизнь была всего лишь продолжением земной. Они верили, что после смерти человек просто попадает в другую землю, где он встречает других таких же умерших людей, которых он знал при жизни. В этой религиозной системе тоже не было никакого наказания за проступки из предыдущей жизни, ведь загробная реальность считалась простым продолжением земного существования. Индейцы омаха (omaha) с Центральных равнин и племена из Новой Англии (New England, северо-восток нынешних США) точно так же верили, что жизнь после смерти – всего лишь продолжение нынешней жизни, и поэтому нет никаких причин для какого-то особенного наказания за проступки из прошлого.

И, наконец, шайенские индейцы (cheyenne) с Северных равнин. Они верили, что дух должен найти тропу, на которой все следы ведут в одну сторону. Этот путь ведет к Млечному пути, вслед за которым человек попадает в лагерь мертвых, находящийся где-то посреди звезд. Попадая туда, душа воссоединяется с мертвыми друзьями и родственниками и обретает покой.

5. Древние китайцы
Топ-10: загробная жизнь в представлении величайших цивилизаций древности

Согласно верованиям древних китайцев, когда кто-то умирает, гонцы переправляют душу во владения Ченг Хусанда (Cheng Husand), бога стен и рвов. Там душу судят, и если человек оказывается добродетельным, он попадает в рай. Однако только земным правителям было уготовано место в истинном раю. Людям простого происхождения отводилась ступень небес пониже. Либо душа проходила через реинкарнацию и возвращалась на Землю для повторения жизненного цикла.

Существовал также и подземный мир, который назывался Желтая Весна. Злые души отправлялись туда на строго определенный срок, во время которого их наказывали за проступки земной жизни. По истечении отведенного им времени, эти души принимали эликсир забвения и перерождались заново.

4. Инки
Топ-10: загробная жизнь в представлении величайших цивилизаций древности

Империя инков предположительно возникла в 12 веке нашей эры в районе Андских гор в Южной Америке. Их царство простиралось от современного Эквадора до центральных областей Чили, и достоверно известно о 12 миллионах представителей этого древнего народа.

Хук Вида (Huk vida), система устройства мира инков, представляла собой три горизонтальных уровня. На самом верху был Ханан Пача (Hanan Pacha, «Верхний мир»), и туда попадали души праведных людей. Далее следовал Кэй Пача (Kay Pacha, «Этот мир», земная жизнь), а за ним Уку Пача (Uku Pacha, «Нижний мир» или «Внутренний мир»), куда отправлялись души, недостойные верхнего мира. Нижний мир не считался местом наказания. Он скорее ассоциировался с «матерью-землей и костями предков».

Кроме того, инки не верили, что эти миры были полностью отделены друг от друга. Например, молнии они считали мостами между верхним миром и средним миром. Горы по их мнению брали свое начало в этом мире и достигали верхнего мира, а вратами в нижний мир были пещеры и прочие полости в земле.

3. Викинги
Топ-10: загробная жизнь в представлении величайших цивилизаций древности

Когда воин погибал, он попадал в Вальгаллу (Valhalla), «Дворец павших». Согласно преданию это был величественный замок, крыша которого была сделана из щитов, и стены которого охраняли волки и орлы. Когда воин попадает туда, его приветствует сам бог Один (Odin), и они выпивают по стакану медовухи.

В Вальгалле павшие воины досыта наедаются свежеубитым кабаном, и тушка забитого зверя каждый вечер снова становится целой для нового пиршества. Здесь также текут неиссякаемые реки медовухи. Это практически круглосуточный загробный бар, о котором могли бы мечтать даже некоторые современные люди, что уж говорить о викингах.

В этом раю викинги постоянно борются друг с другом, но только для спорта и поддержания формы, чтобы быть готовыми к концу света – Рагнареку (Ragnarök). Согласно верованиям скандинавских воинов, когда придет черед этого апокалипсиса, воины покинут дворец через 540 дверей, чтобы биться на стороне Одина против самого бесславного волка в скандинавской мифологии – Фенрира (Fenrir), сына бога Локи (Loki) и женщины-гиганта Ангрбоды (Angrboða). Викинги верили, что воин умирает, потому что Одину нужен новый солдат для схватки с Фенриром во время Рагнарека. Так что, может быть, в загробной жизни викинга ждала не такая уж и спокойная жизнь, но все же медовуху никто не отменял.

Однако не всякий воин попадал в Вальгаллу. Для такого славного будущего в загробной жизни викинг должен был быть достойным человеком и погибнуть в бою. Для викингов это было сильной мотивацией стараться сражаться со всей страстью и до последней капли крови. Они не боялись смерти, потому что знали, что попадут в лучшее место, где их будет ждать славное пиршество и дружба с самим Одином.

Те, кто не умирал в бою, попадали в другие загробные миры. Викинги были знатными мореплавателями, и если кто-то погибал в море или тонул, такие люди попадали во дворец морского бога Аегира (Aegir). Он считался знатным зачинщиком гулянок для других богов.

Если умирал человек, чья жизнь не отличалась ратными подвигами или лихими морскими экспедициями, он попадал во дворец, полный змей, извергающих реки яда. Если же человек умирал от болезни, старости или просто был забыт Одином, он попадал в туманное место, где ему приходилось есть ужасную пищу за одним столом с разлагающейся богиней Хел (Hel).

Кроме того, примерно половине скандинавских воинов не удавалось попасть в Вальгаллу. Недостаточно достойные, но все же погибшие в бою викинги отправлялись на луга или в поле, на котором царила богиня Фрея (Freyja) или в других версиях Фолквангр (Fólkvangr). Здесь загробная жизнь была более мирной, чем в Вальгалле. Души усопших скандинавских воинов занимались на потусторонних полях искусством, рассказывали истории и сопровождали женщин, умерших девственницами.

2. Древние греки и римляне
Топ-10: загробная жизнь в представлении величайших цивилизаций древности

У греков и римлян были довольно схожие представления о загробной жизни. Возможно, так вышло потому, что римляне практически переняли греческое учение о богах. Проще просто рассмотреть философию греков, чтобы получить представление о мировоззрении обоих народов сразу.

Согласно греческой мифологии, когда кто-то умирает, он отправляется в подземное царство, находящееся в глубоких недрах нашей планеты. Им управляют Гадес (Hades, чаще известный как Аид) и его королева Персифона (Persephone). Аид всегда с нетерпением и жаждой ждет новые души, и в его царстве всегда есть место для новоприбывших.

Проводником в царство мертвых считается Гермес (Hermes), сын Зевса (Zeus), спустившийся с Олимпа бог. Сопровождение здесь просто необходимо, потому что подземный мир Аида устроен очень сложно и по преданию окружен 5 реками: Ахерон (Acheron, Река Скорби), Коцит (Cocytus, Река Плача), Флегтон (Phlegethon, Река Огня), Стикс (Styx, Река Ненависти) и Лета (Lethe, Река Забвения).

Чтобы попасть в царство мертвых, душа должна переправиться через Стикс на плоту Харона (Charo, перевозчик душ), но только если у нее есть плата за место в лодке. Выкуп родственники должны были оставлять на губах усопшего при его захоронении. Если у кого-то не оказывалось при себе этой платы, они застревали в забвении между двух миров.

На другом берегу реки у врат в загробное царство Аида сидел огромный трехглавый пес Цербер (Cerberus). Он пропускал людей в царство мертвых. Но не всех. После прохождения через врата душу ожидали 3 судьи по имени Радамантус, Минос и Аяк (Rhadamanthus, Minos, Aeacus), которым усопшему предстояло рассказать о всей своей земной жизни. После суда человека могло ждать 3 разных исхода событий. Первый вариант – душа попадает на Поля асфоделей (растение), где свой путь завершает большинство умерших, чья жизнь была посредственной и ничем не выделялась. Это серое и мрачное место, где души бесцельно бродят целую вечность подобно беспамятным теням. Второй вариант – Элизиум (Elysium), райское место, куда попадают души героев и благословенных богами мертвецов.

И третий мир, представляющий собой противоположность Элизиуму, - Яма Тартара (Tartarus), темная и глубокая бездна Аида. Это то же самое место, куда 12 богов Олимпа отправили Титанов, бывших правителей мира. Здесь душу ожидает безрадостный край, где всегда темно и облачно. В Тартаре часто бушуют штормы, которые разметают людей, как щепки, и они парят над землей почти год, не имея возможности приземлиться на твердую почву, носимые суровыми ветрами по подземному царству.

1. Древние египтяне
Топ-10: загробная жизнь в представлении величайших цивилизаций древности


Когда в древнем Египте умирал человек, считалось, что его душа «ба» может периодически возвращаться в свое тело. Поэтому они и мумифицировали останки представителей знатных кровей. Когда ба покидала свое тело, она путешествовала по загробному миру, и должна была пройти через несколько врат, охраняемых божествами. После прохождения через все врата душа попадала в Зал Двух Истин.

Этот зал был длинным помещением, и его окружали высокие колонны. В конце зала сидел царь загробного мира, Осирис (Osiris). Душу ба окружали 42 бога, среди которых были создания с такими жуткими именами, как Ломающий Кости и Поедающий Внутренности. По крайней мере так они звучат в дословном переводе. Душа должна была провозгласить грехи, которые она совершила или не совершила перед лицом определенного бога. Например, богу Всеобъемлющего Пламени ба должна была сказать «О бог Всеобъемлющего Пламени, сошедший из Херахи (Kheraha), я никогда не воровал». И таким образом ба должна была обращаться к каждому богу, рассказывая ему о соответствующем ему грехе.

Одной из главных задач для древних египтян был четко знать, какому богу и о каком грехе надо говорить. К тому же, египтяне должны были знать, какие грехи им не стоит совершать, чтобы избежать опасных последствий. Специально для этого была разработана Книга мертвых, которая стала своеобразным путеводителем по загробной жизни. Интересно то, что не существовало единого варианта этой книги, и ее интерпретации часто сильно отличались друг от друга.

После прохождения через Зал Двух Истин душа проходила церемонию «Взвешивания сердца». Древние египтяне верили, что сердце было скрижалью, на которой была записана вся жизнь умершего. На одну чашу весов клали сердце испытуемого, а на другую – перо богини Маат (Ma’at), которую считали символом истины и правосудия. Если перо было тяжелее сердца, человек был недостаточно добродетельным и праведным, и его душу отправляли на корм Аммуту Пожирателю (Ammut). Если же перо уравновешивалось с сердцем, ба отправлялась к Осирису и попадала в загробный мир под названием Поля Тростника, где для вечного возделывания ей выделялся личный участок земли. Звучит не так уж и весело, если сравнить с вечной пьянкой и драками в Вальгалле…



Источник: http://www.bugaga.ru/interesting/1146760108-top-10-zagrobnaya-zhizn-v-predstavlenii-velichayshih-civilizaciy-drevnosti.html#ixzz4cQoWMCUx

Картина дня

наверх