Специально для mixstuff – Игорь Абрамов
Христианство впервые появилось в Китае во времена правления династии Тан, благодаря ближневосточным миссионерам, но его судьба полностью зависела от изменчивой воли императоров древнего Китая.
В наши дни на территории Большого Китая (или китайского мира) Страстная пятница и Пасха, которые в этом году выпадают на 30 марта и 1 апреля соответственно, являются государственными праздниками только в Гонконге и Макао.
Фактически, эти два особых административных района – единственные места в Китае, в христианские праздники закрываются правительственные учреждения, и большинство жителей получают выходной день. Кстати, в Макао День всех душ (день поминовения усопших) и день Непорочного зачатия также являются праздничными днями.Это не в такой степени связано с количеством христиан в этих двух местах – они составляют незначительное меньшинство — как с тем, что Гонконг и Макао ранее были колониями европейских стран. Тем не менее, не-христиане в обоих местах не имеют ничего против. Как говорят китайцы, дареному коню в зубы не смотрят.
Однако, христианство в Китае началось вовсе не с этих двух европейских форпостов на южном побережье, а напротив, впервые появилось на границе северного лессового плато в провинции Чангань, в наши дни – Сиань. Самое первое письменное упоминание о христианстве в Китае, как китайскими иероглифами, так и на восточно-арамейском языке, относится к началу 17 столетия.
В то же время, надпись на стеле, возведенной в 781 году, рассказывает о христианских учениях и упоминает некого Алопена Абрахама, миссионера несторианского христианства, ветви христианства, основанной на Ближнем Востоке, которая состояла в конфликте с Римской церковью по некоторым доктринальным вопросам.
Прибыв в 635 году в Чангань, столицу империи Тан, Алопен Абрахам получил аудиенцию у императора Тайцзуна, который позволил ему распространять свою религию и строить «храмы креста» в Китае.
В течение следующих двух столетий несторианское христианство, известное как Цзин Цзяо («Блистательная религия») на китайском языке, распространялось по территории империи, причем церкви были построены даже в столь отдаленных местах как Лингву (ныне — Нинся), Чэнду и Гуанчжоу. Есть даже записи императора Сюаньцзуна, правнука императора Тайцзуна, по поводу религиозных дискуссий с несторианскими священнослужителями и участия в христианских ритуалах.
Стела, возведенная в 781 году в Чангане, является памятником раннего христианства в Китае
Катастрофа произошла во время правления императора Узунга (840-846 гг.), известного своей приверженностью даосизму, который ощущал угрозу со стороны богатого и влиятельного буддистского духовенства в Китае. Буддизм являлся крупнейшей иностранной религией в Китае.
В течение своего короткого царствования, император Узун начал систематическое искоренение буддизма, преследование верующих, разрушение храмов и монастырей, а также принуждение монахов к отказу от своих обетов. К сожалению, несторианское христианство, заодно с зороастризмом и манихейством, другими иностранными религиями, существовавшими в Китае в эпоху династии Тан, также стало невинной жертвой этой религиозной чистки.
Несторианское христианство так и не оправилось, даже после того, как меры императора Узунга были отменены его дядей, взошедшим на трон после смерти императора в 846 году.
Среди причин быстрого заката несторианского христианства в Китае, несмотря на тот факт, что оно просуществовало в стране 200 лет, была его чрезмерная зависимость от покровительства со стороны императора и аристократии, благодаря которым эта религия продолжала существовать и продвигать свои идеи. Другая причина, возможно, заключалась в том, что большинство новообращенных в христианство принадлежали к некитайским центрально-азиатским народам, жившим в Китае во времена династии Тан.
Сочетание этих двух факторов свидетельствует о том, что христианская религия в эпоху Тан опиралась в основном на элиту и иностранцев в Китае. Она едва ли повлияла на подавляющее большинство населения. А без прочного фундамента весь дом рухнул, как только начались ливни и паводки.
Прошло четыре столетия, прежде чем произошло краткосрочное возрождение несторианского учения в Китае. Это случилось во времена монгольской династии Юань. Несторианство вернулось «на спинах» многочисленных мигрантов из Центральной Азии, которые перебрались в Китай и процветали там под властью монголов.
Однако, именно в этот период на китайскую землю ступили первые католические миссионеры, и в конечном итоге они вытеснили христиан-несторианцев на востоке страны.
© Mixstuff 2012. Права на опубликованный перевод принадлежат владельцам вебсайта mixstuff.ru
Все графические изображения, использованные при оформлении статьи принадлежат их владельцам. Знак охраны авторского права распространяется только на текст статьи.
Использование материалов сайта без активной индексируемой ссылки на источник запрещено.
[ comments ]