Специально для mixstuff – Игорь Абрамов
Иногда мы слышим то, что хотим слышать.
Особенно в Голливуде, где кокосовый орех заменяет копыта лошади, а хлюпанье корма для собак в металлической банке используется для имитации звуков, издаваемых инопланетянами или монстрами. Все это элементы так называемого «эффекта Фоли».Этот термин был придуман в честь его создателя, легендарного Джека Фоли, пионера звуковых эффектов, записываемых на стадии постпроизводства, для радио, телевидения и кино в эпоху возникновения звуковых фильмов в двадцатые годы прошлого столетия.
Те, кто пришел ему на смену в этой профессии, сегодня известны как художники фоли. По иронии судьбы, они являются самыми выдающимися «молчаливыми актерами» и часто непризнанными талантами, потому что отличительной чертой выдающегося художника фоли является то, что звуковые эффекты настолько органично интегрированы в фильм, что никто их попросту не замечает.
Разрезание магнитофонной ленты звучит как трава
«По воскресеньям после мессы наша кухня превращалась в звукостудию», – вспоминает внучка Джека Фоли в интервью изданию Irish America в 2012 году (сам Фоли был сыном эмигрантов ирландского происхождения), – мой дедушка и дети играли со всякой домашней утварью и пробовали разные звуковые эффекты прямо на столе».
Джек Фоли в 1960-е годы
Поскольку эпоха немого кино ушла в историю, и зрители требовали больше звуковых фильмов, Голливуду пришлось осваивать новый звуковой мир, и Джек Донаван Фоли был в этом деле первопроходцем. Житель Нью-Йорка, он переехал в Калифорнию, чтобы работать в киноиндустрии, и занимался этим почти полвека, наряду с целым букетом других эксцентричных работ (карикатурист, каскадер, художник, полупрофессиональный футболист и многое другое). Но именно звуковые эффекты в кино стали его истинным призванием, и Фоли возвысил это ремесло до формы искусства.
Эффекты фоли могут показаться лишь дополнением к содержанию фильма, но на самом деле они усиливают, подчеркивают моменты, которые больше всего затрагивают наши сердечные струны. Без них мы бы жили в мире, где фильмы можно только смотреть, но не ощущать полностью. Итак, давайте раскроем несколько секретов…
Артисты-шумовики (фоли-артисты)
Запись звуковых эффектов на студии ВВС в 1927 году
Поцелуи и хруст сапога, капли дождя и непередаваемый словами звук смертельного удара – это лишь немногие из тех звуков, которые, понимал Фоли, микрофоны на съемочной площадке попросту не в состоянии запечатлеть. Он разделял их на три основных категории: движения, спецэффекты и звуки шагов.
Тонкие прутья издают отличный свист, а металлические грабли могут звучать как забор из сетки рабицы. Кукурузный крахмал в кожаной сумке скрипит, как снег на морозе. Горящие пластиковые пакеты для мусора воссоздают звуки романтической свечи или потрескивания дров в камине, а раздавливание замороженных листьев салата латук звучит как дробление костей или льда (как в «Титанике»). Мы могли бы продолжать это перечисление очень долго.
Хитрость в изобретении нового эффекта фоли заключается в том, чтобы придумать, какой именно звук вам нужен в сцене, поскольку он связан с конкретными, иногда фантастическими визуальными эффектами, а затем отделить его от объектов, которые обычно с ним ассоциируются. А это вовсе не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Например, записать звук дождя довольно сложно. Известный фоли-артист Лесли Шац в 2012 году сказал New York Times, что «если вы послушаете, как на самом деле звучит дождь, то поймете, что не можете использовать этот звук в фильме: он слишком легкий и невнятный. Я использую для записи звук, который издает струя воды, бьющая в бетон. Это очень сложный звук».
Что касается звуков шагов, Джек Фоли «ходил» за таких звезд как Ким Новак, Лоуренс Оливье и Рок Хадсон, которые, по его словам, шагали очень «рассудительно». У Марлона Брандо, кстати, были, по словам Фоли, мягкие шаги, а у Джеймса Кэгни – четкие и отрывистые.
К категории «движений» относятся звуки складываемой куртки или движения руки по колену – чего-то на самом деле незаметного, а «спецэффекты» — это все на свете, от поцелуя в щеку до взрыва.
На данный момент в арсенале киностудий есть множество версий бесчисленных звуков, но многие из них по-прежнему приходится адаптировать для каждого фильма. Создание эффектов фоли – это не просто стук кастрюль и сковородок друг об друга или шарканье ног по гравию.
Глаза фоли-артиста неотрывно прикованы к экрану и действиям персонажа, которого он озвучивает. В каком-то смысле звуковики являются тайными дублерами, участвующими в самых знаковых сценах из мира кино.
.
[ comments ]